Кинотерапия. Методология. Применение

 

 

 

 

«Понимание образов, которыми живёт, питается, развлекается человек, означает знание того, «кто он есть», «что он сабой представляет»; это знание можно использовать и для лечения человека, и для содействия его дальнейшему росту.»

 А.Менегетти «Кино, театр, бессознательное.»

Культура и искусство – достойная алтернатива психологическим техникам на пути самопознания и саморазвития. Кинотерапия позволяет объединить эти два ресурса для продвижения на новый уровень развития личности.

 Кинотерапия

Кинотерапия – один из инструментов, позволяющий проникнуть в живое психологическое действие человека.

Смысл кинотерапии состоит в использовании фильма какого-либо режисёра с целью выпустить на волю инстинкты и желания, таящиеся в каждом из зрителей. Поэтому истинным объектом анализа является не сам фильм, а то, что фильм будоражит в зрителях и от чего рождается другой фильм. Кинофильм стимулирует проявление тех психических элементов, которые скрыты внутри человека. Зритель получает возможность увидеть и понять собственные комплексы. Понимание которых ведёт к обретению свободы действия и принятия решений в своей жизни.

Сквозь вереницу сменящихся образов улавливается проявление интенциональности бессознательного, но не режисёра, а зрителя. В кинотерапии режисёр важен как «личность» и никогда – как «режисёр» : интересен человек – такой, каким он был всегда, каков он сегодня и, если продолжить существование, - каким будет завтра. Режисёр также познаётся и воспринимается через его страдания, муки, как действующее лицо тех образов, которые он выбирает ради игры или в силу коммерческих соображений, ради собственного удоволствия, ради поэтики или в воспитательных целях.

Например, в контексте кинотерапии можно задать следующий вопрос: Тебе случалось когда –нибудь выходить из кинотеатра с таким количеством эмоций, что казалось, ты сейчас перевернёшь если не весь мир, то уже собственную жизнь тоже ?

Почему нравится этот образ ? Почему он привлекает? Почему он волнует ? Почему его ненавидят ? Почему отвергают его ?

Образ позволяет проявиться внутреннему миру, а наблюдение за чередой сменяющих друг друга синхронизированных образов даёт возможность понять то , что они провоцируют, на что воздействуют. Внутреннее содержание зрителя провоцируется и поэтому проявляет себя, что и позволяет его «увидеть».

 Кино развлекает или «отвлекает», заставляя бессознательное выйти наружу. Через фильм бессознательное выказывает себя (комплексы, негативная и позитивная психология)(1.94.)

В процессе кинотерапии важно понять, что именно «захватывает» : если индивида увлекает данный сюжет или образ, то, вне всякого сомнения, он – такой же, как и увиденное. Если никак не связан с этим образом, то и не идёт за ним. Иное, отличающееся от человека, не может повести за собой. Всё то, что индивида затрагивает, влечёт, вызывает тем или иным способом эмоцию, то есть «действует внутри» , индивида идентифицирует. Цель кинотерапии – проверить в каждом из участников его способность взаимодействовать с реальностью. Следовательно, насколько человек эмоционально захвачен фильмом, настолько он обладает инструментом сравнения, позволяющим раскрыть себя самому себе.

В классическом варианте кинотерапии участники смотрят фильм и обсуждают его в группе. Эффект подобной процедуры – расширение концепций : разные люди по разному видят происходящее на экране, и делясь впечатлениями, снабжают друг друга дополнительной информацией . Однако просмотр фильма в одиночестве тоже может принести положительные плоды.

Кинотерапия – позволяет человеку переосмыслить собственный внутренний мир, расширять возможности сознания.

Материал кинофильма используется как средство выявления в человеке «скрытых» мотивов и подсознательных установок, искажающих реальность.

Определяются следущие цели кинотерапии :

Эмоциональное отреагирование участниками актуальных на данный момент жизни для них чувств и переживаний.

Осознание и переосмысление своих целей и потребность действий , чувств , важных для построения собственной жизни.

Развитие способности анализировать ситуации и быть честными перед собой в своих чувствах и поступках, чтобы управлять своей жизнью, повышение возможности выборов

 Развитие способности участников группы выражать свои чувства и сопереживать(5)

Кинотерапия проводится: в зависимости от поставленных задач и вопросов выбирается фильм, отражающий жизнь человека и побуждающий к развитию и переосмыслению своей жизни. Зрителя волнует фильм, эмоции созвучны внутреннему запросу. Фильм популярный и всем известный:

 1. Просмотр фильма, во время которого внимание участников обращено на:

 а) эмоциональные и физиологические переживания;

 б) образы и стили поведения героев фильма, которые им неприемлемы;

 в) позитивность или негативность динамики фильма и музыки;

 г) стереотипы , которые разыгрываются героями и т.д.

 2. После просмотра - спонтанное обсуждение.

Участники в кругу высказывают мысли и чувства, вызванные затронувшими эпизодами фильма. Просмотр кинофильма, захватывающего в той или иной степени группу людей, вызывает ослабление «Сверх-Я» как культурного, моралистического элемента, как внутренней преграды, так как все зрители понимают, что их переживания, реакции и высказывания относятся к вымышленной реальности.

С «Я» снимается ответственность за происходящее и значительная часть бессознательного раскрывается.Истинной картиной является то, что спровоцированно действием кинофильма.Какие эмоции, чувства, ощущения захлестнули участников просмотра? Необходим взрыв психоэмоционального материала, поскольку именно им определяется психологическое состояние жизни человека. Именно такова реальность, проживаемая человеком день за днём в своей привычной жизни.

Кинотерапия представляет собой не стороннее наблюдение, а живое соучастие в проиходящем, когда каждый «окунается в круговорот событий»(1) с единственной целью распознать себя и определить, действует ли он с позиции собственных комплексов или руководствуется собственным бытиём.

 3. Обобщение обсуждения ведущим. Он помогает участникам проанализировать свои жизненные ситуации, осознать свои собственные актуальные потребности и задачи .

 4. Излагается реальное содержание фильма. Проективное восприятие показывается обращением внимания зрителя на его утверждения, расходящиеся с реальным содержанием фильма.

 5. Участники имеют возможность принять решение о дальнейших действиях, ведущих к удовлетворению своих задач и потребностей. Если я переживаю, так или иначе вовлекаясь в происходящее на экране действие, то необходимо понять , насколько важна , что собой представляет , чего стоит данная эмоция в моей жизни? Что она мне даёт ? Какую пользу моему существованию приносит это переживание? Отождествляя себя с данным образом, я способствую собственной самореализации или нет ? (2.413-420)

Области применения кинотерапии:

 1. Средство выявления психологических особенностей личности.

 2. Решение проблем семьи, воспитание детей и молодёжи.

 3. Поиск и раскрытие внутренних резервов и потенциала личности.

 4. Решение проблем бизнеса, как инструмент налаживания взаимоотношений.

 5. Формирование анализа сновидений.

Кинотерапия является тонким инструментом для самодиагностики и коррекции бессознательной сферы личности. На сеансах кинотерапии участники могут, сочетая эстетическое и интелектуальное удоволствие, решать личностные задачи, используя в качестве стимульного материала шедевры кинокласики. В процессе просмотра кинофильма и анализа собственного эмоционального восприятия образов человек исследует свои личностные особенности и выявляет бессознательные поведенческие паттерны. И вслед за этим становится возможным переход к сознательной коррекции своих собственных действий и осознанным изменениям в жизни.

Не существует абсолютных стандартов, любая вещь реальна по-разному для каждого наблюдателя. Поэтому, в зависимости от запросов, существует разные виды кинотерапии: при проведении клинической терапии нужно отдаться чувствам, переживать, волноваться , страдать. Кинотерапия, ориентированная на оттачивании профессиональных навыков, предпологает отстранённый просмотр. Кинотерапия может определяться запросом, уровнем культуры, степенью самопонимания участников.

Человек – существо познающее посредством многочисленных контактов. Во время просмотра кинофильма происходит процесс : зрителя через его эмоциональные психосенсорные центры захватывает звуки, краски , эмоции, ассоциации , а затем он производит сокращение, то есть приходит к разуму, рассудку, осознанию фильма. В зрительном восприятии участвуют не только глаза : познаёт всё тело целиком. И в процессе кинотерапии , в зависимости от отреагирования , человек может выявить важные для своей жизни динамики :

Психоаналитической процесс , по Фрейду, или аналитический , по Юнгу, состоит из извлечении из глубин бессознательного вытесненного на поверхность логического сознания, то есть в обнаружении вытесненного и выведении его на уровень сознательной деятельности. В процессе кинотерапии многие переживания ассоциируются с воспоминаниями детства, со сновидениями. Это помогает определить ту искажённую часть , которая незримо структурирует поведение человека, комплекс.

Забывание, «не видение» определённых сцен или персонажа кинофильма, позволяет понять механизм подавления (подавление – это бегство, своеобразный способ избежания, аннулирования определённых чувств, которые могут подвергнуть опасности самоуважение, ценность «Я», поколебать его престиж. «Я» отталкивает всё то, что доставляет боль и способно вступить в конфликт с принципами самоутверждения данного субъекта.

Какой образ фильма или стиль поведения героев неприемлем, неприятен для субъекта и вызывает чувство неловкости - определяет процесс компенсации.

Проекция. У каждого есть точка наблюдения, точка отсчёта, из которой субъект строит проекцию. Проблема возникает в отношении субъекта к реальному объекту. Мы можем определить соответствует ли мировозрение, образ жизни и мышление субъекта реальности жизни.

Порой при просмотре кинофильма человеком овладевает скука. Это показывает , что пласт вытесненного слишком велик. Так же определённая сцена или персонаж могут вызвать у зрителя ассоциации с личными переживаниями или вытесненными воспоминаниями, которые с помощью кинотерапии человек может вербализовать и понять, что расширяет горизонты его сознания(1.111-122).

Никто из нас не остаётся неизменным в течении жизни. И только человек, ведомый комплексом, всегда одинаков. Во время кинотерапии обсуждается «вымышленная» действительность, поэтому она не такая суровая, как реальная действительность, ситуация, и поэтому, каждый участник может поупражняться в критическом пересмотре собственной жизни. Истинной кинокартиной является то , что спровоцированно действием кинофильма. Какие эмоции, чувства, ощущения были во время просмотра ? Они и показывают то , каким есть человек.

Для проведения кинотерапии можно использовать любой фильм, но самым привлекательным является тот, который получил успех на международном уровне, понравился и вызвал определённый отклик, дискуссии в мировой печати. Цель кинотерапии - научить зрителя быть внимательным к своему образу мышления и собственным выборам потому, что на их основе строится его собственная жизнь.

Список литературы:

 1.Менегетти А. Кино, театр, бессознательное. Москва.2001.-380с.

 2.Менегетти А.Образ и бессознательное.Москва.20 00.-434с.

 3.Менегетти А. Учебник по онтопсихологии. Москва.2004.-607с.

 4.Parkinson D. Kino istorija.Vilnius.1999.- 263p.

 5.Фадеева Ю. Кинотерапия. http://www.centruh.ru/ kinoterapia.php

 6.Прокофьева Н.И. Практика кинотерапии. http://www.imaton.ru./ main.php

Взято из источника в интернете Система поиска партнеров MAGNAT

 
 

© 2012 - Международная Консалтинговая Корпорация